Моя Рассылка
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ!

АЛХИМИЯ


     В мрачное средневековье, когда повсеместно горели костры инквизиции, процветала охота на ведьм, в Европу пришла и расцвела роскошной розой алхимия. Впервые ее идеи проникли сюда с Востока с трудами Зосимы и Синезия.

Крестовые походы, помимо обретения христианских святынь, обращения неверных в христианство, принесли в западную Европу новые воззрения герметических школ мусульманского Востока. Испания, находящаяся под арабским владычеством, поспособствовала распространению алхимических идей Гебера и Авиценны.

Мир алхимических представлений чрезвычайно обогатили ученые древнего Китая и Индии. Распространение этих идей в разных частях земли подтверждает слова Гермеса о том, что природа человека едина и смысл один, будь то в Египте, Китае или Европе, только произносится на разных языках.

Алхимия просуществовала до конца 18 столетия и была почти похоронена, но возродилась вновь в 20-м веке, благодаря трудам выдающего швейцарского психолога К.Г Юнга. Изучавшего психологический и философский аспект этой науки на основе работ древних и средневековых алхимиков. Он заново открыл уже забытые имена, описал стадии алхимического opus (опуса, делания), дал современное истолкование многим алхимическим образам.

"Царское искусство" - алхимия притягивала к себе многочисленных сторонников, используя вечное искушение человека: жажду обладания золотом. Надежда узнать способ получения золота из свинца или других неблагородных металлов - замечательная наживка для рода людского, работающая во все время. Ничего лучшего придумать нельзя, как только воспользоваться ее дьявольски притягательной силой, обернуть благом во спасение, в надежде, что некоторые из жаждущих обладать золотом, "сумеют в материи разглядеть Дух".

И действительно, немногочисленны были ряды адептов - философов "царского искусства", чудаков, презревших ценности толпы, искавших в "prima materia" бессмертный Дух возрождения. Они, подобно искателям золота, выделяли работу с металлами семи планет (золото - металл Солнца, серебро - Луны, ртуть - Меркурия, олово - Юпитера, железо - Марса, медь - Венеры, свинец - Сатурна). Но в отличие от них увидели в материальной форме металлов энергию, как и в камнях, растениях, животных, человеке.

Бессчетное число раз повторяя эксперимент, они смогли уловить связь процесса получения золота из несовершенных металлов с параллельно протекающей трансформацией души алхимика, с рождением в ней Божественной сущности, по их представлениям подобной Христу. Потрясающая идея Спасения человека обуславливалась его потенциальными возможностями и приравнивалась ими ко второму пришествию Христа.

Великий алхимик и знаменитый врач - Теофраст Парацельс, которого еще называли швейцарским Трисмегистом, посвятил свою жизнь поиску "света природного" скрытого в неприглядной тьме материи. Этот "свет" или Дух был и остается главной фигурой алхимии: Нусом, Агатодемоном, духом Меркурия. Меркурий (римский аналог Гермеса) говорит: "Свет мой превосходит всякий иной свет, и богатства мои превыше всех иных, я порождаю свет. Но и тьма входит в мою природу. В мире не может произойти ничего более прекрасного и достойного поклонения, чем мое соединение с сыном моим". С помощью этого света немногим счастливцам, дерзнувшим отыскать его, удается проникнуть в недра земли, глубины преисподней, достичь высоты неба, раскрыть тайны природы, ощутить себя ее частью, совершить невозможное: умереть и вновь возродиться, стать вновь сыном Божьим, рожденным из тьмы хаоса.

Парацельс сумел подхватить оброненное во мраке перо жар-птицы: познать мать-Природу, почувствовать ее божественность, восхититься свадьбой Света и Тьмы - "экзальтацией в мае", - стать "Хаоса чудесным сыном". Ему удавались непостижимые вещи: как алхимик-философ, он перешагнул грань видимой природы, открыв невидимые миры, причины и явления физической жизни, как настоящий Мастер "искусства" оставил после себя учеников и последователей. Одним из них был Герхард Дорн, выдающийся врач, философ и алхимик. Парацельс излечивал даже проказу и чуму. Но за внешней стороной его весомых достижений, чудесных исцелений лежит долгий путь полный труда, скитаний, горечи и страдания. Его одинокая неприкаянная жизнь закончилась смертью от руки наемного убийцы.

Пусть примут философы-алхимики, для которых главным в жизни было "великое делание" - трансформация души человека, а не получение красной тинктуры, -восхищение и благодарность за бесценный опыт, который так помог их последователям в постижении собственных душевных ощущений. Однако никогда бы им не разобраться в сложностях алхимических символов, не уловить сходства с собственными образами, если бы не мудрец - Карл Густав Юнг. В течение десяти лет кропотливо изучая старинные алхимические тексты, он нашел там связь с образами своих пациентов, а значит, и с душевными превращениями человека. Благодаря нему алхимия возродилась из пепла, как один из ее символов - птица феникс - и стала доступна современным людям. Неправда, что алхимия только породила химию, еще она подарила нам путь Спасения и бессмертия, продолжив дело Христа. Наверное, старым Мастерам, с такой страстью любившим "царское искусство", было бы приятно узнать, что их величайшие труды не сгинули бесследно в зыбком тумане времени, а нашли своих почитателей пусть даже среди ничтожно малой части живущих ныне людей.